Лошадка запряженная в телегу

Лошадка запряженная в телегу

Собственную лошадь имеют не все. В большом городе её мало для чего можно использовать и трудно содержать. Однако, в сельской местности лошадь оказывает большую помощь людям. В частности, она может быть транспортным средством для людей или помогать перевозить грузы. В статье рассказывается о том, какая бывает упряжь, и как запрягать лошадь.

Комплектация упряжи

Лошадиная упряжь состоит из многих частей. Некоторые являются типичными, другие применяются только в отдельных способах запряжки. Основные принадлежности упряжи рассматриваются далее.

Уздечка

Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Во рту лошади, на его изгибе, помещаются удила. Они представляют собой металлический стержень, у которого к краям прикреплены кольца. От них под подбородком установлен подбородочный ремень. Поводья представляют собой длинную тесьму, концы которой прикреплены к кольцам удил, а средняя часть находится в руках наездника.

Уздечка на лошади

Пара ремней, которые проходят сверху, называются оголовьем. Они позволяют уздечке держаться на голове. Таких ремней имеется два: один проходит сзади ушей, другой – спереди. Под оголовьем проходит ещё один подбородочный ремень.

Существуют несколько конструкций уздечек. Здесь приведена одна из наиболее распространённых. Кавессон для лошади похож на уздечку, но в нём не предусмотрены металлические удила. Его используют вместе с поводком коня во время работы на корде.

Недоуздок

Обычно, когда стоит не запряженная лошадь, это не значит, что на ней вообще отсутствует упряжь. На самом деле на её морде есть ременной недоуздок, который охватывает её снизу и сверху. Снизу к нему прикреплено кольцо, где крепится поводок для лошади. Таким образом, удобно вести лошадь в нужном направлении. Когда приступают к запряжке лошади, недоуздок необходимо снять, а вместо него надеть уздечку.

Это ровные пластины, которые располагаются с внешней стороны глаз. Одной из их функций является защита глаз от мелких предметов. Их устанавливают с помощью специальных держателей и располагают так, чтобы они минимально ограничивали обзор и располагались таким образом, что две третьих были ниже уровня глаз.

Обратите внимание! Думая, как запрячь лошадь в телегу, нужно учитывать, что шоры удобны, когда лошадь идёт по автомобильной дороге. В этом случае уменьшится её страх перед автомобилями, которые будут близко мчаться.

Вожжи

Их прикрепляют концами к удилам. Вожжи держит возница, который с их помощью управляет движением лошади.

Хомут

Он предназначается для того, чтобы тягловую силу лошади передать телеге. Принцип его действия состоит в том, чтобы впрячь коня так, чтобы деревянные части плотно прилегали к телу, не мешая дыханию. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом.

Ещё польза от него состоит в том, что он снижает вибрацию, передаваемую от телеги, амортизируя её при движении по неровным дорогам.

Обычно его изготавливают из двух мощных деревянных деталей, скреплённых одной стороной вместе. Эти части называются клещами. Когда их надевают через голову лошади, их нижние части раздвигают, а затем их связывают супонью.

Хомут одевают таким образом, чтобы он плотно облегал тело лошади, но при этом не натирал в процессе езды. Под него подкладывают хомутину, которая представляет собой мягкую и эластичную подкладку.

Хомут устанавливают таким образом, чтобы он не мешал дыханию лошади во время работы.

Шлея представляет собой сложную конструкцию ремней, которые будут охватывать лошадь. Её значение состоит в том, чтобы предохранить хомут от смещения в различных сложных ситуациях. Примером одной из них является ситуация, когда телега едет с горы, и хомут может сдвинуться по направлению к голове лошади.

На заметку! Шлея – это набор ремней, которые с одной стороны прикреплены к хомуту, а с другой – плотно охватывают лошадь в различных направлениях. Один из них проходит вдоль верха крупа лошади, два расположены по бокам. Также предусмотрены два ремня, которые обхватывают туловище в вертикальной плоскости и проходят под крупом лошади.

Оглобли

Она представляет собой деревянную конструкцию, которая передаёт тягловую силу от коня к телеге, куда её запрягли. При этом вертикально расположенная часть, называемая дугой, имеет форму полукруга, к концам которого должны быть прикреплены деревянные направляющие.

Когда необходимо оглобли прикрепить к хомуту, их подвязывают специальными очень прочными ременными петлями. Зимой их рекомендуется смазывать дёгтем, чтобы они не стояли колом. Гужи нужно отрегулировать так, чтобы они имели равную длину и обеспечивали правильное положение оглобли: она не должна отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.

Кроме этого, дёготь предохранит гужи от впитывания влаги и преждевременного разрушения.

Кроме того, что они прикрепляют оглобли к хомуту, гужи прикрепляют дугу к ним.

Седёлка и подпруга

Их основной функцией является ещё одно прикрепление оглобель. Для этого используют крепкий ремень, который пропускают через кольца сверху и снизу крупа и подвязывают к обеим оглоблям.

Эта деталь упряжи охватывает туловище коня сверху вниз. Верхняя часть, так же, как и нижняя, обычно снабжена кольцами. Одно расположено сверху и два по бокам и чуть ниже. Нижняя петля (есть не всегда) находится в самой нижней её части. Поскольку верхняя часть предназначена для нагрузок, обычно её снабжают войлочной подкладкой, которая снижает трение. Прикрепляют седёлку, затягивая подпругу снизу.

Совет! Если речь идёт о перевозке тяжёлых грузов, впрягают лошадь, используя так называемую горбатую седёлку. Верхняя часть у неё металлическая и согнута под острым углом. Если тяжесть значительная, такое устройство снизит нагрузку на лошадиный круп.

Намордник и воротник

В некоторых случаях, если это необходимо, можно использовать намордник для лошади. Он одевается на переднюю часть морды и закрепляется специальным ремешком, который проходит за ушами.

Может также использоваться воротник. Его надевают на шею, и он расширяется по направлению вперёд. Его размеры таковы, что лошадь может смотреть только вперёд.

Виды и способы запряжки

В основном, применяются следующие виды упряжи:

  • одноконная;
  • упряжка из двух лошадей;
  • тройка коней;
  • многоконная.

Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.

Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.

При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно.

В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.

Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.

Читайте также:  Коттеджный поселок западное солнце

Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.

Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.

К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.

Также есть и другая классификация видов конной упряжи:

  1. Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
  2. Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного. Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
  3. Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга. Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
  4. Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
  5. Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.

Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.

Правила запряжки

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Как нужно распрягать коня

Обычно в этом случае действия происходят в обратном порядке по отношению к запряжке. Это выглядит следующим образом:

  1. Сначала отвязывают вожжи и вынимают их.
  2. Отвязывают ремни, которыми оглобли были подсоединены к седёлке.
  3. Развязывают супонь, отсоединяют дугу и аккуратно её снимают.
  4. Выводят коня от оглобель, отвязывают и отсоединяют шлею.
  5. Снимают хомут, отсоединяют и снимают седёлку.

Затем животному вытирают пот, если на дворе зима и коню холодно, накрывают попоной.

Запрягать коня – это довольно сложное дело. Чтобы его освоить, перестать быть в этом новичком, нужно проделать такой урок неоднократно. При этом важно помнить о том, чтобы при запряжке не нанести повреждений и не спровоцировать натёртости или другие проблемы. Если всё сделать правильно, конь станет надёжным помощником для своего хозяина в жизни.

Оглобельно-дуговая (или русская) запряжка состоит из оглобель, дуги, уздечки, хомута, шлеи, седёлки, чересседельника, подбрюшника, вожжей. Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых жердей, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням), а другим концом, обычно, прикреплённых к дуге. Дуга — изогнутая в виде дуги тугая деревянная палка (из лёгкой двевесины ветлы, прочной древесины вяза или др. [2] ), распирающая оглобли и прихваченная к хомуту гужами (кожаными ремнями в виде глухих петель) [3] [4] [5] ; предназначена для отведения оглобель от лошади (иначе от рывков при трогании с места, от толчков из-за неровностей дороги, от растяжения ремней на коже лошади могут возникнуть потёртости) [6] . Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная (для одной лошади), парная и троичная. При парной запряжке одна лошадь идёт в оглоблях, вторая — пристяжная «на отлёте». При троичной упряжке одна лошадь — коренная (средняя) — идёт в оглоблях под дугой, две других лошади — пристяжные (боковые) — прикрепляются постромками к вальку ( короткому круглому бруску у передка повозки, предназначенному для прикрепления пристяжных лошадей постромками [7] [8] [9] ), в свою очередь присоединённому к ваге ( поперечному бруску, предназначенному для распределения силы тяги между запряжёнными животными).

Читайте также:  Как ухаживать за цветком бегония

Оглобельно-постромочная запряжка [ править | править код ]

Оглобельно-постромочная (или английская) одиночная (для одной лошади) запряжка состоит из оглобель, постромков, уздечки, хомута, седёлки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, вожжей и не содержит дуги. Постромки — прочные витые верёвки или ремни, при помощи которых передаётся тяговое усилие лошади (или другого животного) с хомута на вальки. Лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке (крытой кожей подушке, служащей опорой для чересседельника (ремня, протягиваемого от одной оглобли к другой) [7] ). Для более лёгких повозок используется также шорочная запряжка, где вместо хомута используют шорку. Шорка — приспособление, одеваемое на грудь лошади, предназначенное для передачи тягового усилия лошади через постромки на повозку (или сани).

Постромочно-дышловая запряжка [ править | править код ]

Постромочно-дышловая парная (для двух лошадей) запряжка состоит из постромков, дышла, уздечки, хомута, вожжей, цепи-напильника. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи (одна между двумя лошадьми). Комель (толстая часть) дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки (или прикреплён к саням). Вершина дышла присоединена ремнями (гужами) к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.

Дышло также используется в четвёрке в ряд (так называемой тачаночной запряжке, в античности — квадриге), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.

Постромочная запряжка [ править | править код ]

Постромочная запряжка содержит постромки, не содержит оглобель и дышла, не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

Комбинированная запряжка [ править | править код ]

Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной. Используется в случае большого числа лошадей. Названия лошадей по их роли в комбинированной запряжке:

  • коренник — лошадь, запряжённая в оглобли или припряжённая к дышлу. Используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных;
  • пристяжная лошадь — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки;
  • выносная лошадь — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.

Цуг [ править | править код ]

Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут либо гуськом (друг за другом; так называемая запряжка «гусём»), либо парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары лошадей — коренников; остальные лошади — выносные.

Телега когда-то была главным грузовым транспортом. Сегодня такие перевозки — редкость. О том, как запрячь лошадь, вряд ли расскажет кто-то из городских жителей. Зато для фермеров, людей из сельской местности или любителей вопрос по-прежнему актуален.

Из чего состоит упряжь

Есть много принадлежностей, необходимых для подготовки коня к грузовой работе. Их набор зависит от способа запряжки. Некоторые элементы берут всегда, другие — нет. Чтобы запрячь коня, потребуется:

  1. Узда. Надевается на голову, состоит из нескольких частей. В рот лошади (на изгиб) вставляют металлический стержень с кольцами, по бокам — удила. Ниже подбородка проходит специальный ремень. Чтобы уздечка держалась, нужно оголовье. Это два ремня: затылочный и перед ушами. Под оголовьем проходит еще подбородочный. Это самая распространенная конструкция, но есть и другие. Уздечки на лошадей бывают четырех размеров.
  2. Хомут — связующее звено между животным и экипажем. Передает лошадиную силу, служит амортизатором — уменьшает вибрации при тряске. Прилегает плотно, но не должен мешать, натирать. Включает два элемента — клещи, выполненные из дерева и соединенные вверху. Хомут надевают через голову. Нижние части клещей раздвигают, а потом соединяют супонью. Под этой частью сбруи расположена мягкая, упругая подкладка. Вес конструкции — 6–9 кг.
  3. Шлея. Представляет набор ремней, удерживающих хомут при сильных движениях — остановке, беге. Круговой ремень охватывает корпус и соединяется с клещами. Наспинный расположен вдоль туловища. Боковые находятся между шеей и оглоблями. Откосные и поперечные фиксируют основные ремни на туловище.
  4. Оглобли — направляющие. Это две тонкие длинные жерди или трубки по бокам лошади, соединяющие хомут с повозкой. Если требуется запрячь несколько коней, используют дышло. Это одиночная оглобля, расположенная между лошадьми. Дышло и оглобли вместе с хомутом «передают силу» животных повозке.
  5. Дуга. Скрепляет хомут и оглобли. Еще один амортизатор. Кроме того, дуга мешает клещам сильно сдавливать шею.
  6. Гуж — прочные ременные петли. Приспособление соединяет хомут и оглобли. Расположено в районе дуги. Нужно регулировать длину гужа, чтобы оглобли не отклонялись в сторону.
  7. Седелка. Фиксирует дугу и оглобли. Передает часть нагрузки на спину, снимая ее с шеи. Для работы важны форма и размер. Если холка высокая, то подходит стоячая седелка. При низкой берут лежачую.
  8. Подпруга. Фиксирует седелку на спине. Это большой ремень из кожи или синтетики с креплениями. Современные образцы учитывают строение тела, имеют подкладку. В подпруге есть небольшие отверстия для прохождения воздуха, предупреждающие появление опрелостей.
  9. Чересседельник. Крепит хомут, оглобли, передает «силовой импульс», снимает напряжение с плеч и шеи. Приспособление проходит через седелку, дальше соединяется концами с оглоблями.
  10. Подбрюшник — ремень на животе. Соединяется с чересседельником через кольцо. Находится чуть ниже подпруги, фиксируется на оглоблях. Оберегает спину, холку от травм: ударов дугой, хомутом, что важно при быстром движении.
  11. Вожжи — небольшие прочные и легкие ремни для управления. Делаются, как правило, из кожи. Соединяются с кольцами на гуже и удилах. Вожжи не нужно путать с поводьями. Те и другие определяют направление, задают темп. С их помощью осаживают, поворачивают. Повод намного короче, используется всадниками. С вожжами обращаются свободнее, ими «стимулируют»: встряхивают, хлопают по крупу. Делать то же с поводьями, значит больно и много раз бить животное по зубам металлическим стержнем — удилами. Поэтому всадники применяют их только для управления, но не для раззадоривания. Подбадривают верховую лошадь руками на холке. Вообще, у всадника четыре средства управления: шенкеля, движения корпусом, поводья, хлыст. Если конь находится в упряжке, их только два: вожжи и кнут. Иногда используют голос.
  12. Нашильник. Ремень от хомута или нагрудника к дышлу. Важен при движении под гору, поскольку тормозит, удерживает лошадь.
  13. Постромки — две веревки или ремни. Передают тягу от хомута к телеге. Крепятся к передней части повозки (ваге) с помощью валька. Последний представляет собой брусок длиной около 8 см. Он крепится к ваге с помощью обоймы в центре. По бокам валька — два крючка, на которые надевают петли постромок.
  14. Нагрудник. Широкий ремень с кольцами используют, вместо хомута. Если хомут подбирают по размеру, то нагрудник подгоняют с помощью пряжек. Изготавливают из двухслойной кожи. С обеих сторон крепят постромки. Ширина и прочность зависят от нагрузок.
Читайте также:  Аптечные лекарства от трипсов на комнатных растениях

Как запрягать лошадь

Есть несколько способов снаряжения в дорогу. Как запрячь лошадь в телегу или экипаж, определяют с учетом возможностей животных, своих умений, потребностей. К видам упряжи относят:

  • одноконную;
  • из двух лошадей;
  • тройку;
  • состоящую из 4-5 коней.

В двух последних случаях запрячь животных самостоятельно бывает сложно. Вряд ли это получится сделать в одиночку, особенно без опыта. При использовании нескольких лошадей, одна из них является коренной, другие — пристяжными. Первая несет основную нагрузку, остальные помогают. Выносные кони — те, что бегут перед коренными.

В каретах раньше использовали 4-5 лошадей. Как правило, коренных — двое, остальные — выносные. В квадриге все кони бегут в один ряд.

Известны и другие виды упряжек, например:

  • в Европе берут по шесть или восемь коней;
  • по целям выделяют транспортные, выездные варианты;
  • с дугой или без нее.

Есть еще одно деление — в зависимости от используемых приспособлений:

  • постромочная;
  • постромочно-дышловая;
  • оглобельно-постромочная;
  • оглобельно-дуговая;
  • смешанная.

В любом из этих пяти видов применяют особый способ крепления снаряжения. Объясняется это целями, удобством для конкретной работы или культурными особенностями.

Оглобельно-дуговая запряжка

Популярная классификация, называемая русской. В Европе вариант почти не применяется. У нас используется для традиционной телеги с одной лошадью.

В устройство здесь входит дуга. Она помогает правильно держаться клещам, увеличивает работоспособность животных.

Запрягать лошадь подобным способом принято, в основном, при перевозке грузов. Рабочий вес упряжки — до 500–700 кг. Отдельные части снаряжения желательно подбирать под конституцию тела и другие особенности животного. Так удается избежать травм, повысить работоспособность.

Постромочно-дышловая запряжка

Способ популярен в сельском хозяйстве. Для постромочно-дышловой упряжки берут уже двух лошадей. Чтобы их запрячь, требуется дышло — только одна оглобля, расположенная между животными. Каждая из лошадей пристегивается к нему.

Подобная упряжка отличается безопасностью и удобством, хороша на резких спусках. Повышается и работоспособность коней. Однако чтобы получить все эти плюсы, придется качественно запрягать лошадь. Нужно не перетягивать крепления, чтобы конструкцию не перекосило.

Постромочная запряжка

Распространенный вариант для нужд села или фермерства. Оглоблей, дуги в конструкции нет. Наиболее простой, удобный вариант для хозяина, чтобы запрячь коня. Для животных все не так однозначно. На резких спусках они чаще получают травмы из-за того, что не могут удержать повозку.

К плюсам относится простота, небольшой вес, благодаря чему уменьшается нагрузка на лошадь.

Способ называют еще «пристяжкой». Используют не только для телеги или экипажа, но и для крепления бороны или плуга.

Правила запряжки

Перед надеванием амуниции проверяют ее целостность. Если часть снаряжения неисправна, сбрую придется менять, ремонтировать. Могут порваться или ослабнуть ремни, случаются и другие «сюрпризы». В итоге животные получают травмы. Есть еще пара подготовительных правил перед запряжкой:

  1. Осматривают повозку, смазывают колеса. Неисправная телега проще переворачивается при толчках. Если все правильно, лошади легче везти груз.
  2. Перед тем, как запрячь, осматривают коня. Нужно выяснить самочувствие и настроение. При беспокойстве лучше отложить поездку. Проверяют состояние кожи. Если питомцу неприятны прикосновения, значит, есть нарушения здоровья.

На правила влияет вид упряжки. Для оглобельно-дуговой они — следующие:

  1. Хомут выбирают в каждом случае отдельно. Он должен хорошо прилегать к телу. Если хомут велик, его сужают — нашивают с внутренней части войлок. Слишком маленький не используют.
  2. Если седелки нет, то чересседельник не берут, чтобы ремень не травмировал кожу.
  3. Сначала надевают узду. В холодное время металлические части (удила) греют, например, в руках. Иначе у лошади повреждаются слизистые ткани.
  4. В правую руку берут седелку с чересседельником. Надевают на спину, сначала ближе к холке. Затем поправляют шерсть, двигают до нужного положения. Переднюю часть седелки располагают выше холки, зад находится возле 9–15 ребра. Шлея — за 10 см от лошадиного локтя.
  5. Закрепляют подпругу. Между конем и шлеей остается расстояние около 4 см.
  6. Хомут переворачивают и надевают. На узком участке шеи его ставят в обычное положение. Надевают шлею на туловище.
  7. Отправляют в оглобли. Концы — в районе гужа.
  8. Правую оглоблю соединяют с чересседельником. Используют для этого петлю седелки. Ту же процедуру проделывают с другой стороны.
  9. Дугу подводят низом под оглоблю слева. Огибают против часовой, петли левого гужа. Дальше дугу — на хомут. Правый конец касается оглобли с этой же стороны. Процедуру проводят справа.
  10. Соединяют супонью хомут внизу. Если не хватает длины гужа, его удлиняют. Иногда хомут сходится, но дуга расположена неправильно. В этом случае гуж делают короче.
  11. Надевают вожжи, которые могут проходить через центр дуги или снаружи.
  12. Проверяют. Правильно, если гуж находится в задней части дуги.
  13. Пробный «запуск» повозки показывает, все ли в порядке.

При постромочно-дышловой запряжке поступают так:

  1. Надевают уздечки, хомуты.
  2. Расставляют лошадей, располагают между ними дышло, надевают на него нашильники. Закрепляют их на нагрудниках с помощью колец.
  3. Надевают постромки.
  4. Пристегивают вожжи.

С постромочным вариантом — проще всего. Сразу накладывают шлею, как при дуговой запряжке. Дальше животное пристегивают к повозке.

Как нужно распрягать коня

Снимают амуницию тоже по определенным правилам. Сначала разгружают повозку и дают запряженной лошади отдохнуть, походить десять минут. После этого подпруги ослабляют. Если животное выглядит беспокойным или уставшим, дают еще до пятнадцати минут отдыха.

Дальше распрягают. Последовательность действий — такая:

  • вожжи вынимают из колец, бросают;
  • освобождают от подбрюшника и чересседельника, затем — очередь оглобель;
  • распутывают супонь, ослабляют хомут;
  • аккуратно убирают дугу;
  • спускают оглобли, животное выходит из них;
  • избавляются от остальных ремней (шлеи);
  • опрокидывают хомут подкладкой вверх, поднимают;
  • убирают седелку.

Когда конь остается без упряжки, его сразу вытирают от пота. В холодное время накрывают попоной, отводят в конюшню на отдых.

Запрячь лошадь — не так просто. Для начала придется разобраться в амуниции, а затем — попрактиковаться. Когда-то многие люди — крестьяне, военные — умели запрягать коней. Этому можно научиться и сегодня, обратившись за помощью к опытным фермерам.

«>

Ссылка на основную публикацию
Лестницы железные на второй этаж
Уникальные технологические свойства металла позволяют создавать железные лестницы на второй этаж самых разнообразных конфигураций. Такие системы для дома отличаются легкостью,...
Купить цитрусы в москве
К цитрусовым деревьям можно отнести практически все нами любимые фрукты: лимонное дерево, мандарин комнатный, цитрофортунеллы и другие. Такие растения дают...
Купить укрытие для роз на зиму
Похожие товары Укрытие зимнее с дугами 60 г/кв. м 27х115 см Укрытие для высокорослых роз 50х145см Пленка полиэтиленовая армированная 140г...
Лестницы из дерева и металла фото
Если Вы планируете построить двухэтажный частный дом либо загородную дачу, тогда в определенный момент строительства Вам необходимо будет позаботиться о...
Adblock detector