Коробка передач ск 5 нива

Коробка передач ск 5 нива

Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

История создания комбайна

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

Комбайн «Нива» СК-4

Диплом 1-ой степени в 1963 году в Лейпциге, в 1964 медаль на выставке в Чехословакии и «Серебряный кубок» — высшая награда в Венгрии. «Нива СК-4» является самой награждаемой зерноуборочной машиной в мире.

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Назначение

Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.


Комбайн Нива СК 5

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Нива СК-5:

Характеристики Ед. измерения Показатели
Габариты (размеры):
— длина мм 7607
— ширина мм 3930
— высота мм 4100
Масса (вес) кг 7400
Марка мотора ММЗ/Д 260.1.36
Мощность кВт/л.с. 114/155
Объем топливной емкости л 300
Частота вращения барабана об/мин 2900
Количество ножей шт. 64
Объем накопительного бункера л 3000
Скорость разгрузки л/сек 40
Высота разгрузки м 2,6
Система очистки двухрешетная
Длина элементов соломотряса м 3,6
Количество элементов соломотряса м 4
Молотильный аппарат барабан
Диаметр молотильного аппарата м 0,6
Наклонная камера транспортер
Рабочая ширина жатки м 5

На видео комбайн в работе:

Двигатель

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

Ходовая часть

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Читайте также:  Лучшие сорта яблонь для урала и сибири

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Трансмиссия

Все версии комбайна оборудованы клиноременным приводом. Это говорит о том, что момент от силового агрегата на вал КПП передается при помощи клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможность регулировки комбайна “СК-5 Нива”.

Вариатор используется для возможности изменения передаточного числа. Рабочий процесс осуществляется благодаря осевому смещению элемента с ведущего блока. В зависимости от положения дисков, изменяется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус огибания ремня.

Управление осуществляется с кабины. В максимально выдвинутом положении ручки золотника – задается максимальная скорость, а когда он установлен в положение “назад” – минимальная.

Вариатор

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Система гидравлики

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  • коробка передач;
  • муфта сцепления;
  • дифференциал;
  • КПП с тормозом;
  • пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  • насос;
  • распределитель;
  • насос для дозирования;
  • поршневой цилиндр.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  • раму с башмаками;
  • мотовило;
  • аппарат резки;
  • шнек;
  • транспортерная лента плавающей разновидности;
  • подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1. наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2. в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3. в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4. полученная солома поступает на соломотряс;
  5. после полного разделения зерно подается в бункер;
  6. обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7. после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8. копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

Жатка

Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.

Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна.
Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках.
Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.

Читайте также:  Из чего сделать наружные откосы

Кабина и рулевое управление

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Модификации

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Эксплуатация

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

Достоинства

Специалисты, обладающие большим опытом работы с машинами для уборки урожая, практически единогласно утверждают, что главное преимущество комбайна – это его эффективность, и при этом относительно низкая цена.

Техника отличается простотой конструкции, и легкостью в обслуживании. Запчасти на комбайн “Нива СК 5” можно приобрести без каких-либо проблем, по доступной цене.

Такая машина – отличный выбор для работы в современных климатических условиях страны, со специфическими грунтами, характерными для отдельных регионов.

Недостатки

На фоне всех положительных качеств существуют и минусы, которые в значительной степени усложняют использование зерноуборочного агрегата. Главный недостаток – это рабочий орган вариатора. Ременной привод не позволяет выполнить плавный ход по относительно мягким грунтам, с полным бункером. Особой надежность не может похвастаться и система навесного оборудования жатки.

Во всем остальном – хороший комбайн для тех фермеров, которые хотят приобрести недорогую, но при этом проверенную технику с простым обслуживанием.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" — эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Читайте также:  Когда сажать многолетний лук семенами

Устройство механизма блокировки переключения передач. Валик (35) с зубчатым пазом расположен в приливе крышки над торцами конических штифтов (36). При нахождении валика в исходном положении штифты не могут выйти из конических лунок штоков, потому что цилиндрическая поверхность валика препятствует их перемещению. Для освобождения штифтов следует повернуть блокирующий валик таким образом, чтобы его паз расположился над торцами штифтов. При этом можно переключать любой из штоков.

При помощи шайбы и шплинта блокирующий валик удерживается в отверстии прилива крышки. Коленчатый рычаг (43) приварен к левому концу валика. Между рычагом (43) и торцом прилива крышки на валик свободно надета втулка, к которой приварен двуплечий рычаг (39). Нижнее плечо данного рычага связано с рычагом выключения сцепления посредством тяги (23). Верхнее плечо указанного рычага упирается в колено рычага (43).

Порядок действия механизма блокировки. При выключении сцепления тяга (23), соединённая со штоком рабочего гидроцилиндра, через рычаги (39) и (43) поворачивает валик (35). В том случае, если сцепление не будет выключено полностью, то паз блокирующего валика не займёт позицию, при которой конические штифты (36) освобождаются. Следовательно, не произойдёт переключение зубчатых колёс. Если при изменении передачи зубчатые колёса не включатся полностью, конический штифт не войдёт в лунку штока и блокирующий валик, упираясь зубом паза в хвостовик конического штифта, не сможет занять исходную позицию после освобождения педали сцепления. Но это не помешает педали вернуться в первоначальную позицию и полностью включить сцепление, потому что рычаг (39) свободно установлен на блокирующем валике.

Если зубчатые колёса включены не полностью, то раздаётся звуковой сигнал.

Чтобы отрегулировать сцепление, следует отпустить контргайку вилки (19) и отъединить вилку от рычага (24). Затем нужно повернуть его в сторону сцепления и зафиксировать. Далее надо переместить вилку со штоком (18) к гидроцилиндру (17) до упора поршня в дно. Путём вращения вилки следует совместить её отверстие с отверстием А на рычаге (24). Затем нужно переставить вилку на соседнее отверстие, соединить её осью с рычагом и закрутить контргайку.

Рис. 1. Бортовой тормоз и тормозной цииндр.

1) – Ось тормозной колодки;

3) – Регулировочный колпачок;

4) – Тормозной гидроцилиндр;

5) – Винты крепления фиксирующей пластины;

6) – Фиксирующая пластина;

7) – Опорный кронштейн тормозного гидроцилиндра;

8) – Тормозная колодка;

9) – Фрикционная накладка;

10) – Щит тормоза.

13) – Распорная чашка;

14) – Опорный палец;

Рис. 2. Коробка передач (модернизированная) комбайнов «Енисей», «Нива».

16) – Тяга привода тормозка первичного вала;

17) – Рабочий гидроцилиндр выключения сцепления;

18) – Шток гидроцилиндра;

19) – Регулировочная вилка;

20) – Рычаг привода стояночного тормоза;

21) – Тяга тормоза;

23) – Тяга механизма блокировки передач;

24) – Рычаг включения сцепления;

25) – Валик отжимной вилки сцепления;

29) — Рычаги тормозка первичного вала коробки передач;

35) – Блокировочный валик;

39) – Двуплечий рычаг;

40) – Электрический датчик включения передач;

44) – Датчик скорости движения комбайна;

А – Блокирующий валик (исходное положение).

Рис. 3. Коробка передач комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос».

20) – Рычаг привода стояночного тормоза;

21) – Тяга тормоза;

22) – Ограничительная планка;

23) – Тяга механизма блокировки передач;

24) – Рычаг включения сцепления;

25) – Валик отжимной вилки сцепления;

26) – Отжимной рычаг сцепления;

27) – Нажимной рычаг;

28) – Регулировочный болт;

29) — Рычаги тормозка первичного вала коробки передач;

30) – Тяга тормозка первичного вала;

31) – Стояночный тормоз.

Рис. 4. Механизм включения и блокировки передач.

23) – Тяга механизма блокировки передач;

33) – Вилка включения I передачи и заднего хода;

34) — Вилка включения II и III передач;

35) – Блокировочный валик;

36) – Конические штифты;

37) – Шток включения II и III передач;

38) — Шток включения I передачи и заднего хода;

39) – Двуплечий рычаг;

40) – Электрический датчик включения передач;

43) – Коленчатый рычаг;

44) — Датчик скорости движения комбайна.

А – Блокирующий валик (исходное положение);

Б – Положение блокирующего валика при переключении передач и полностью выключенном сцеплении.

Ссылка на основную публикацию
Коптильня из пропановых баллонов
Коптильня из газового баллона – эконом-вариант сложного и дорогостоящего оборудования для копчения продуктом. Чтобы смастерить такую конструкцию, понадобится как болгарка,...
Комната 15 квадратов как обустроить
Маленькие помещения более уютны, нежели огромные и просторные комнаты. Но, для небольшой квадратуры трудно подобрать идеальный дизайн, поскольку любой объект...
Комната для маленького мальчика
Розовощекий карапуз превратился в смышленого сынишку, нуждающегося в отдельной комнате? Площадь квартиры весьма ограничена и требует тщательной планировки? Маленькая детская...
Коптим рыбу в коптильне горячего копчения дома
Для приготовление рыбы по методу горячего копчения в домашних условиях необходимо иметь коптильня для горячего копчения рыбы. источник огня —...
Adblock detector