Контрастная и нюансная композиция

Контрастная и нюансная композиция

Практическое применение контраста. Выявление главного элемента композиции, подчиняющего себе все остальные. Минимальное изменение качеств объекта. Сильный, средний и слабый контрасты, используемый охват светлотного диапазона, светлота контраста и нюанса.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2016
Размер файла 2,6 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Факультет информационных технологий

Прикладная информатика в дизайне

ПО КОМПОЗИЦИИ НА ТЕМУ «Контраст, нюанс, роль в композиции»

студентка I курса

Контраст и нюанс

Роль в композиции

Практическое применение контраста

Список используемой литературы

Ничто невозможно без сопоставления. Нам свойственно сравнивать. Нельзя вполне оценить качества объекта, если нет чего-то, ему противоположного. Как оценить красоту расцветающей весенней природы, если не переживать опыт мрачной осени и серой городской зимы? Серые улицы, серое небо, серые люди. Вечная серость — то, что пыталось навязать советское правительство как образ жизни. Умного не заметишь в отсутствии глупого. Нам нужно акцентировать на чем-то свое внимание. Это и есть задача контраста.

Контраст является одним из основных средств композиции. Он помогает выявлять главный элемент композиции, подчиняющий себе все остальные. Контраст — это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором различий больше, чем сходств. Так, противопоставляют живое и не живое, твердое и мягкое, светлое — темное и т.д. Важное условие заключается в том, что сходства все же должны быть. Иначе объекты будут принадлежать к различным группам и их будет невозможно сравнить. Например, мы не можем сравнить красное и соленое.

В некоторых работах контраст выступает главным способом организации формы. В других же случаях является вспомогательным средством.

Как ни парадоксально звучит, «слабость контраста в его силе». Контраст активизирует форму, но нужно быть чрезвычайно осторожным в использовании этого средства, чтобы не добиться эффекта чрезмерности и неуместности, что может привести к разрушению формы. Чтобы смягчить контраст, сделать его богаче и придать целостность, используют следующее средство — нюанс.

Нюанс — это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором сходств больше, чем различий. Нюанс, в отличие от контраста, не «кричит», а тихо заявляет о себе. Это тонкое различие, последовательный переход. Формы, построенные на нюансах, спокойные и заметны не сразу. Нюанс — это минимальное изменение качеств объекта.

Активное противопоставление можно смягчить количеством переходов и нюансов — если присутствуют очень темный и светлый цвета, то, расположив между ними множество различных оттенков (своеобразная «растяжка»), удастся сгладить контраст.

Чтобы привлечь внимание к внутреннему содержанию формы, нужно убрать контрастный фон.

Как уже говорилось, все познается в сравнении. Контраст и нюанс будут «работать» только если составить им пару.

Существуют сильный, средний и слабый контрасты. Они различаются по используемому охвату светлотного диапазона.

Например, сильный контраст охватывает полный светлотный диапазон для максимального противопоставления (черный-белый).

Также в зависимости от используемого участка светлотного диапазона зависит тон (светлота) контраста или нюанса. Различают светлый, средний и темный. контраст нюанс композиция светлота

Читайте также:  Болезни комнатных растений фото и описание

Нюанс охватывает неполный светлотный диапазон и является слабым контрастом.

1) По тону (светлоте)

5) По направлению

Контраст по тону.

В этом виде контраста противопоставляются монохромные цвета. Они могут бать как ахроматические (черный-белый или оттенки серого), так и хроматические. То есть, сравниваются между собой различные оттенки одного цвета.

Контраст по цвету.

Это один из самых широко используемых видов контраста. Сравнивают различные цвета. Чтобы получить наиболее сильный контраст, нужно использовать цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета будут образовывать самые контрастирующие пары.

Контраст по размеру.

Для этого вида контраста среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить его размером — сделать больше либо меньше остальных.

Контраст по форме.

Вот один из простейших вариантов контраста по форме:

Использование контраста по форме в интерьере:

Контраст по направлению.

Здесь элемент будет отличаться от других направленностью. Этот прием можно использовать для выражения чужеродности и одиночества.

Данный вид контраста достигается путем преобразования части цветов изображения в противоположные. При этом создается ощущение абсолютного противопоставления.

В композиции зачастую используется не один, а сразу несколько видов контрастов.

Контраст имеет свои достоинства и недостатки. Плюс в том, что он организует композицию, активизирует ее элементы, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. И это контраст. Наш мозг так устроен, что мы автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу более интересной, даст пищу для анализа и размышлений. При отсутствии контраста форма становится маловыразительной. Использование контраста вызывает борьбу внутри композиции, обостряет ее, заставляет найти противоположности.

Контраст отвечает за яркость, активность, мощность композиции. Самые контрастные элементы воспринимаются в первую очередь. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо оно ограничено: в рекламе, на плакатах, билбордах. Задача контраста — привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.

Нюансы, наоборот, воспринимаются в последнюю очередь и при длительном рассмотрении. Они смягчают композицию, делают ее богаче. Нюанс используют, когда у зрителя есть время рассматривать и анализировать работу.

Контраст и нюанс — то композиционное средство, которое придает композиции объем и плановость.

Контраст позволяет получить иллюзию пространства, выстроить систему подчиненности (самый важный элемент при этом должен быть самым контрастным), выстроить элементы в иерархическом порядке. Если объект контрастный — он выглядит ближе, если нюансный — дальше. Контраст безусловно побеждает нюанс.

Контрасты необходимы в любом изображении. Потому что иначе элементы композиции сольются с фоном по тону или цвету, а человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды.

Контраст и нюанс — это одни из элементов, позволяющих организовать единую и уравновешенную композицию. Также они создают «атмосферу» композиции, её эмоциональный настрой, потому что вызывают различные ассоциации и образы. Это взаимодополняющие средства, вместе создающие гармонию.

Введение главного элемента — контраста — усиливает взаимосвязь между частями композиции. Однако следует помнить, что недостаток контраста заключается в необходимости умения работать с этим композиционным средством — достаточно ошибиться и сделать контраст чрезмерным, как взаимосвязь элементов в композиции разрушится и форма распадется на части. Необходимо соблюдение меры между контрастирующими элементами.

Читайте также:  Как развести медный купорос для опрыскивания деревьев

Контраст находит широкое применение в интерьере. Это контраст форм, фактуры, цвета, структур, поверхностей. Шершавая матовая фактура противопоставляется гладким полированным поверхностям. Локальные пятна — сложным текстурам. Это усиливает выразительность изделий и композиции в целом.

Для дизайна плакатов, листовок, билбордов используют сильный контраст, потому что они требуют моментального, активного воздействия на зрителя. Рабочее место же должно быть исполнено в эргономичном дизайне, чтобы контраст не утомлял.

Если форма оказывается маловыразительной и скучной, простой объем делят на части с помощью контрастных сочетаний цвета и тона. К этому приему часто прибегают в работе над композицией транспортных средств.

Роль нюанса велика в интерьере, когда нужно связывать различные отдельные элементы. Нюансы придают комнате теплоту и уют, важные для жилой среды.

Противопоставление фактур, цвета делают комнату более интересной и «пикантной», придают динамизм.

Использование же одинаковых по фактуре поверхностей и сильных контрастов может придать комнате неуютный вид. Чем интенсивнее цвет материала, тем меньше должна быть поверхность, им занимаемая. Чрезмерная сила контрастов вызывает преждевременное утомление.

Закон контраста — один из основных законов композиции.

Это очень сильное средство и пользоваться им нужно осторожно. Контраст активизирует форму, придает целостность и связывает элементы внутри композиции. Но промахи в использовании этого средства могут привести к обратной ситуации, что единство будет разрушено и форма распадется.

Нюансные сочетания смягчают контраст, придают композиции законченность и тонкость.

Композиция, построенная на контрасте, активно воздействует на зрителя. Если контрастные отношения умело использованы, то производимое впечатление моментальное, в отличие от нюанса.

Контраст – один из приемов ландшафтного дизайна основанный на сопоставлении нескольких резко различных по отношению друг к другу пространственных форм. Например, большой — маленький, светлый – темный и тп. Ярко выраженным контрастом является: оттенение пирамидальных деревьев плакучими или шаровидными, густой темноты лесного массива яркой поляной и др.

Контраст — такое сочетание элементов, когда различия по определенному признаку доведены до противопоставления. Признак этот должен быть легко определим и понятен, это, например, форма или ажурность кроны растений, фактура поверхности, цвет, степень замкнутости пространства, характер освещенности участка.

Из огромного разнообразия контрастов можно выделить две основные разновидности — единовременный и последовательный контраст.

Единовременный — когда вся композиция охватывается одним взглядом: это ажурная беседка на фоне плотного массива, клумба с контрастными по окраске цветами.

Последовательный контраст воспринимается в движении как сумма постепенно сменяющихся впечатлений: открытое пространство поляны сменяется контрастным по освещенности и влажности тенистым участком, замкнутый внутренний двор дома — открытой входной площадкой перед крыльцом.

Нюансные сочетания возникают тогда, когда элементы по какому-либо признаку различаются незначительно и сходство между ними выражено сильнее, чем различие. Чтобы создать нюансную композицию, используют малозаметные переходы цвета, формы, фактуры, освещенности. Вот типичные примеры нюансных композиций. По цвету: однотонный цветник, подобранный из растений с цветками различных оттенков желтого (или белого, красного, голубого).

По форме: группа хвойных растений разных пород с колонновидной или пирамидальной формой кроны. По фактуре: сочетание различных по фактуре плит камня в мозаичном покрытии площадки.

Читайте также:  Как правильно принимать спиртовую настойку прополиса

Для оформления зоны у входа и палисадников часто используют контрастные по цвету, форме, освещенности сочетания — они привлекают внимание зрителя. Зоны отдыха оформляют в более сдержанных, нюансных сочетаниях — они успокаивают, способствуют отдыху и неторопливому созерцанию. Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета — белый или серый и даже контрастные по цвету акценты.

Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной композиции. Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.

С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)

Нюанс

Начнём с нюанса.

На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.

Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.

Рисунке 3 – хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.

Рис.2

Контраст

КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.

Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.

Рис.4

Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.

Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.

Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.

Рис.5

Рис.6

На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.

Рис.7 Рис.8

На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная? Почему Правая? Почему 42?

Не забывайте о этих принципах создания композиции. Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.

Ссылка на основную публикацию
Комната 15 квадратов как обустроить
Маленькие помещения более уютны, нежели огромные и просторные комнаты. Но, для небольшой квадратуры трудно подобрать идеальный дизайн, поскольку любой объект...
Когда обрезают герань комнатную
Один из важнейших приемов по уходу за геранью – обрезка кроны. Формирование растения с помощью удаления лишних побегов не только...
Когда обрывают усы у клубники
Клубника (земляника садовая) дает хороший урожай только на плодородных и правильно обработанных грядках при своевременном устранении сорняков, подкормке кустов удобрениями...
Комната для маленького мальчика
Розовощекий карапуз превратился в смышленого сынишку, нуждающегося в отдельной комнате? Площадь квартиры весьма ограничена и требует тщательной планировки? Маленькая детская...
Adblock detector